«Мы выпускаем арбитражных управляющих с устаревшими знаниями»: Д. Гладышев о проблемах подготовки специалистов

Продолжение семейной саги: как расследуется дело бизнесмена Молчанова
17.02.2020
В двух министерствах увеличится штат сотрудников
18.02.2020
Показать все

«Мы выпускаем арбитражных управляющих с устаревшими знаниями»: Д. Гладышев о проблемах подготовки специалистов

Фото:
Долг.РФ

Комментарии

Современное образование, которое получают арбитражные управляющие в России, далеко от совершенства. Отсюда вытекают массовые привлечения управляющих к ответственности, тенденция к ликвидации, а не реабилитации предприятий и иные проблемы института банкротства.
Почему современное обучение арбитражных управляющих в России нельзя назвать качественным, и каких изменений требует сектор, чтобы процедуры банкротства стали эффективнее, порталу ДОЛГ.РФ рассказал Дмитрий Гладышев, преподаватель МГЮА имени Кутафина и член Комиссии Росреестра по сдаче единой программы подготовки арбитражных управляющих.

Банкротное право не имеет фундаментальной правовой основы
Отрасль банкротного права как таковая в российском законодательстве не признается самостоятельной отраслью права.
Дмитрий Гладышев объясняет, что традиция сложилась так, что правовые основы банкротства содержались либо в гражданском кодексе, и банкротное право считали подотраслью гражданского права, либо — в процессуальных кодексах, когда банкротное право относили к процессуальному праву.
Таким образом, в различные периоды времени в России банкротство и несостоятельность относили либо гражданскому праву, либо к арбитражному процессуальному, а в какие-то периоды даже к гражданско-процессуальному праву и исполнительному производству.

Из этого вытекает основное негативное последствие — отсутствие в современной доктрине каких-либо фундаментальных исследований по банкротству, аналогичных периоду Российской империи (конец 19 — начало 20 века). Тогда видные русские цивилисты, ученые и юристы подготавливали фундаментальные основы для конкурсного процесса, как тогда называлось банкротное право, и, соответственно, были хорошие научные теоретические разработки. Иными словами, современное российское образование практически не основано на каких-то фундаментальных научных исследованиях, именно в части обучения арбитражных управляющих.

«Основная проблема — это отсутствие фундаментальной современной правовой основы, научных трудов, посвященных банкротному праву. Мы, преподаватели, даже не можем порекомендовать своим слушателям хорошую современную литературу, которая полностью бы охватывала исследования всех аспектов банкротого права», — сетует эксперт.
Вот уже 18 лет ничего не менялось
Второй проблемой Дмитрий Гладышев назвал отсутствие методологических основ для преподавания. Он поясняет, что единая программа подготовки арбитражных управляющих была разработана Минэкономразвития в 2010 году. С тех пор никто ее не менял.

«За это время Закон о банкротстве увеличился в несколько раз по количеству статей, поменялась судебная практика по отдельным направлениям, правовые основы деятельности арбитражных управляющих (обязательное участие в СРО и т.д.), появились дополнительные виды ответственности арбитражных управляющих. Однако методика преподавания и принятия экзаменов осталась та же самая», — комментирует ситуацию преподаватель МГЮА имени Кутафина.
Иными словами, с 2010 года Минэкономразвития не предпринимал никаких попыток, чтобы программу подготовки арбитражных управляющих изменить, выдать рекомендации. Поэтому преподавателям приходится руководствоваться не столько единой программой ведомства, сколько практическими навыками, которыми они обладают и могут их передать своим слушателям.
Управляющих учат теоретики, а не практики
Следующая проблема вытекает из предыдущей.
«Неизменность программы подготовки породила такую ситуацию, что обучают арбитражных управляющих зачастую теоретики. Лучше, чтобы преподаватель был практиком, знал особенности работы арбитражного управляющего: как в действительности применять ту или иную норму, а не только как ее трактовать», — считает Дмитрий Гладышев.

Если и вносить какие-то изменения, чтобы добиться качества преподавания, нужно установить профессиональные критерии для преподавателей. Это должны быть в первую очередь практикующие специалисты, и только потом — теоретики.

Арбитражным управляющим не нужны бухучет и оценка
«Программа подготовки арбитражных управляющих перегружена предметами, которые на практике арбитражный управляющий самостоятельно никогда не будет осуществлять. Например, бухгалтерский учет и оценка», — утверждает эксперт.
Положения Закона о банкротстве требуют привлечения специалистов в указанных областях, а не выполнения арбитражным управляющим этого функционала.
«Общие положения, конечно, нужно знать, например, спокойно читать баланс и разговаривать с бухгалтерами предприятия должника, чтобы понимать, о чем идет речь. Однако самостоятельно заниматься бухучетом и оценкой управляющий никогда не будет, а значит, это просто потеря времени» — считает Дмитрий Гладышев.
Реабилитация важнее ликвидации
Существующий Закон о банкротстве и программа обучения направлены в основном на ликвидационные процедуры. Однако, по мнению Дмитрия Гладышева необходимо больше внимания уделять навыкам реабилитации в процедурах банкротства.

«Мы преподаем как в процедурах банкротства распродать имущество должника и расплатиться с кредиторами, в то время как нужны знания и практические навыки, как восстановить платежеспособность должника», — отмечает эксперт.
Ликвидация должника и распродажа его имущества, несомненно, являются целями банкротства, но это не должно быть 100%-ой целью. Однако для экономики страны будут более полезны реабилитационные процедуры должников.
«Мы преподаем устаревшие знания. Новых нормальных учебников, направленных на все аспекты банкротства, в том числе и реабилитационные процедуры, просто нет. Методик преподавания тоже нет», — комментирует эксперт. — «По сути дела, мы выпускаем арбитражных управляющих с устаревшими знаниями. Закон меняется, экономика меняется, а методика преподавания остается та же».
Получается, что сейчас арбитражный управляющий может получить реальные практические знания только если преподаватель рассказывает о своих кейсах.
Двухгодичная стажировка
После окончания обучения законодатель предусмотрел двухгодичную стажировку. Однако по большому счету сейчас стажировка проходит формально: не существует какой-то целенаправленной программы по направлению будущих арбитражных управляющих на стажировку на конкретные проекты, банкротные дела помощниками арбитражных управляющих.

Иными словами, каждый выпускающийся слушатель самостоятельно ищет, у кого и на каких проектах стажироваться.
Фактически он эти 2 года просто ждет, когда ему дадут возможность работать. Устаревают его знания, не появляются новые практические навыки. В результате мы имеем большое количество привлеченных к ответственности арбитражных управляющих.
Нужно обучать не только арбитражных управляющих
Дмитрий Гладышев уверен, что по этой же программе нужно обучать и тех, кто находится с другой стороны в делах о банкротстве. В первую очередь, это Росреестр, который привлекает арбитражных управляющих за нарушение закона о банкротстве.
«Часто бывает, что уровень подготовки специалистов Росреестра намного ниже, но властных полномочий у них больше. Из-за этого получается перекос, когда регулируют работу арбитражных управляющих неподготовленные специалисты со стороны контрольного органа», — поясняет эксперт.
Таким образом, есть как минимум семь проблем, из-за которых обучение арбитражных управляющих в России уже давно не соответствует современным реалиям. Остается надеяться, что законодатели будут совершенствовать не только сам институт банкротства, но и посмотрят глубже, начав менять систему с самых корней — образовательной программы.

Читать ещё •••

Видео дня. Гражданских жен назвали «бесплатными проститутками»

× Чем я могу Вам помочь?