Земельный кадастр – это свод документальных сведений о положении земельных участков (земли) в стране. Для полного, эффективного и рационального изучения земельных хозяйств, необходимых для существования любой страны ресурсов, так сказать, изнутри, используются такие программы, как земельный кадастр участков. Также туда входят и охрана земель, и размещение сельскохозяйственных угодий и производства, и мелиорация земель, и химизация сельского хозяйства, а также решение задач, стоящих во главе сельского и народного хозяйства. Это все представляется в виде кадастровой системы. Земля в стране – это по сути «золото», в настоящее время земля является очень дорогостоящей. Для распределения и учета земли (земельных участков) и были созданы кадастровые работы.
Суть и цель ведения земельного кадастра состоит в систематизации и учете земли, земельных участков, определяются их принадлежность, природное расположение. В кадастр включается:
- территориальное местоположение земли;
- количество участков;
- качество почв;
- площадь земель;
- целевое назначение участков;
- правовой статус;
- процесс внесения земельных участков в земельный кадастр.
Государственные органы, отвечающие за процесс управления землей, в государстве эта система учета земель, представляет собой одно большое предприятие, которое отвечает за документальную подготовку и хранение таких документов о земле. Ведется учет и распределение земель, но и сравнивается ценность, качество земли, ее функциональное предназначение и др. Работа, которая видится государственными органами по учету земель, состоит в следующем. Первоначально определяется земля на определенной местности, устанавливается категория земель, подсчитывается ее площадь, проверяется почва на состав и на загрязненность, делится на участки, каждому из которых присваивается номер (кадастровый номер), им в дальнейшем определяется принадлежность земли.
Категорией земель называется принадлежность земли к ее целевому использованию. Категории земель:
- сельскохозяйственные земли;
- земли транспорта и связи;
- земли историко-культурного фонда;
- земли, отданные под посадку леса;
- водные земли;
- населенные пункты;
- земли рекреационного назначения;
- земли особо охраняемые (территории национальных парков).
Также в основах земельных кадастрах содержится и хранится вся информация о владельцах и пользователях земельных участков, а также об арендаторах земельных участков. Оценка земель – это и есть подсчет плодородия почвы, определения его уровня. Свойства, определяющие плодородие, учитываются в балльной оценке.
Существует такое понятие, как право пользования землей. Это подразумевает под собой четкое разграничение: владение, распоряжение, пользование. Все эти 3 понятия непосредственно касаются земельного кадастра, так как именно эта система устанавливает право пользования землей (т.е. в каких целях могут использовать землю, например, сельскохозяйственных, для строительства или в качестве хранения полезных ископаемых и т.д.); право распоряжения (если земля категории населенных пунктов отдана в аренду для ведения сельского хозяйства или под пастбище скота, то документально она отдана в распоряжение определенному человеку); право владения (т.е. устанавливается документальный обладатель того или иного земельного участка, пожизненное наследуемое владение). Создание земельного кадастра однозначно помогает в работе с землей, позволяет присвоить характеристики отдельным либо всем существующим земельным участкам, дают экономическую, геологическую и качественную оценки. На основе тщательного изучения ресурсов, получаемых от земли, в прямом смысле этого слова, проводят объективный анализ, разрабатывают общие направления и определяют различные другие меры и способы, конкретные мероприятия по сохранению и улучшению плодородия почв и эффективности землепользования по отношению к местным природных и климатических, экономических условий.
С развитием стремительно развивающихся отношений на рынках промышленности и товаров система учета земли стоит на первом месте по востребованности, и информация о таком учете необходима:
- для инвестиционной и налоговой политики государственных органов;
- в государственном управлении планированием и распределением земель в целом;
- в развитии и функциональности;
- в совершении сделок;
- для предоставления и изъятия земельных участков;
- для разрешения споров, касающихся института землепользования;
- для установления налоговых и арендных ставок на землю, а также стоимости участков;
- для определения размеров компенсаций различного рода в соответствии с законодательством, касательно земли.
Конечно, практически в каждой стране будет существовать такой институт права, как земельный кадастр, исключения составляют мало развивающиеся страны, которые на пороге XXII века живут так, как будто бы они в ХХ. Разница земельных кадастров в разных странах, конечно, будет существовать, но, скорее всего, она будет не существенная, так как принцип земельного кадастра и главная его задача – это учет земель.